Командиры и отряды в пятой редакции

Солдаты на поле – даже если это племенные воины, племенные орки или клановые гоблины – в той или иной степени зависят от своего командира.

Командир влияет на сражение явным и неявным способами. Неявное его влияние проявляется в повышении боевого духа его солдат, а к явным стоит отнести активное, реактивное и пассивное воздействие самого командира. Причем с точки зрения использования игромеханических свойств мы тоже можем выделить две группы:

— игромеханические способы – описанные в блоке статистики

— и нарративные способы – такие как отдача своевременных и правильных приказов, увеличение боевого духа солдат, понижение боевого духа противников -в общем, все что придет в голову Мастеру и игрокам.

Собственно, переходя к игромеханическому воздействию командира на солдат также вспомним некоторые особенности старых редакций в части командиров наемников, где были требования к наличию сержантов, лейтенантов и капитанов – так, говоря усредненно (на основании книги Downtime 5e от Hack&Slash Master) – один сержант требовался на 10 солдат, 1 лейтенант на 30 солдат, и 1 капитан на 100 солдат. При этом если обычный солдат имел в среднем 1 кость хитов, то у сержанта должно было быть минимум на 4 больше, лейтенант должен был быть воином 4-6 уровня, а капитан и того выше.

В принципе это сохраняется и в базовой версии пятой редакции:

— у бандита 1/8 показатель опасности и 2 кости хитов, а у капитана бандитов показатель опасности 2 и 10 костей хитов и у пиратского капитана 7 костей хитов;

— у стражника показатель опасности 1/4 и 2 кости хитов, а у рыцаря показатель опасности 3 и 8 костей хитов;

— у хобгоблина показатель опасности 1/2 и 2 кости хитов, а у капитана хобгоблинов показатель опасности 3 и 6 костей хитов

— у орка показатель опасности 1/2 и 2 кости хитов, а у военного вождя орков показатель опасности 4 и 11 костей хитов.

При этом у большинства приведенных командиров есть особые игромеханические способы воздействия на своих союзников:

— у рыцаря и капитана хобгоблинов это Лидерство, дающее по факту ауру с дополнительным бонусом к броскам атаки и спасброскам;

Leadership (Recharges after a Short or Long Rest). For 1 minute, the knight can utter a special command or warning whenever a nonhostile creature that it can see within 30 feet of it makes an attack roll or a saving throw. The creature can add a d4 to its roll provided it can hear and understand the knight. A creature can benefit from only one Leadership die at a time. This effect ends if the knight is incapacitated.

— у военного вождя это Боевой клич, дающий преимущество на атаки существам вблизи вождя до начала следующего хода военного вождя;

Battle Cry (1/Day). Each creature of the war chief’s choice that is within 30 feet of it, can hear it, and not already affected by Battle Cry gain advantage on attack rolls until the start of the war chief’s next turn. The war chief can then make one attack as a bonus action.

— у бандитского капитана нет такого свойства, что вместе с его повышенным количеством костей хитов и пониженным показателем опасности по сравнению с другими командирами говорит о том, что бандитский капитан это в первую очередь самый крутой и сильный боец в банде, а не самый умный или тактически подкованный, но вот у пиратского капитана уже есть «Шевелись, собака», позволяющая дать шанс подчиненному перебросить бросок атаки.

Shape Up, Ye Dog (2/Day). Whenever a friendly creature within 30 feet of the captain that can hear it misses with an attack, the captain can yell perilous threats to allow that creature to reroll the attack roll.

Другие представители командиров, такие как Капитан дома дроу, Военачальник хобгоблинов, Клинок Илневаля, Военачальник, Военачальник дуэргаров также обладают свойствами и возможностями, воздействующими на союзников.

Так у Капитана дома дроу это бонусное действие Боевой приказ

Battle Command. As a bonus action, the drow targets one ally he can see within 30 feet of him. If the target can see or hear the drow, the target can use its reaction to make one melee attack or to take the Dodge or Hide action.

У Военачальника дуэргаров имеется даже две особенности, раскрывающие его потенциал командира:

— это Призыв к атаке, который он может использовать вместе со своими атаками.

Call to Attack. Up to three allied duergar within 120 feet of this duergar that can hear it can each use their reaction to make one weapon attack.

— и Бичевая Инструкция, используемая реакцией

Scouring Instruction. When an ally that the duergar can see makes a d20 roll, the duergar can roll a 1d6 and the ally can add the number rolled to the d20 roll by taking 3 (1d6) psychic damage. A creature immune to psychic damage can’t be affected by Scouring Instruction.

Обычный Военачальник для своих командирских качеств  — Командования Союзниками и Запугивания Врагов использует легендарные действия:

Command Ally. The warlord targets one ally it can see within 30 feet of it. if the target can see and hear the warlord, the target can make one weapon attack as a reaction and gains advantage on the attack roll.

Frighten Foe (Costs 2 Actions). The warlord targets one enemy it can see within 30 feet of it. If the target can see and hear it, the target must succeed on a DC 16 Wisdom saving throw or be frightened until the end of warlord’s next turn.

Последователь Бэйна железный консул вместе со своей атакой может использовать Командный голос, заставляющий двух союзников реакцией совершить атаку ближнего боя.

Voice of Command. The iron consul selects up to two allies within 90 feet of it that can hear its commands. Each ally can immediately use its reaction to make one melee attack.

А Клинок Илневаля вместе со своими атаками может использовать Команду Илневаля -заставляя трех союзных орков реакцией совершить атаку оружием.

Multiattack. The orc makes two melee attacks with its longsword or two ranged attacks with its javelins. If Ilneval’s Command is available to use, the orc can use it after these attacks.

Ilneval’s Command (Recharges 4–6). Up to three allied orcs within 120 feet of this orc that can hear it can use their reactions to each make one weapon attack.

Отрядные свойства солдат и существ в базовой версии пятой редакции как правило заключаются в наличии определенной особенности, характерной для определенного вида существ:

— так у хобгоблинов имеется Воинское преимущество;

Martial Advantage. Once per turn, the hobgoblin can deal an extra 7 (2d6) damage to a creature it hits with a weapon attack if that creature is within 5 feet of an ally of the hobgoblin that isn’t incapacitated.

— у племенных воинов – Тактика стаи;

Pack Tactics. The warrior has advantage on an attack roll against a creature if at least one of the warrior’s allies is within 5 feet of the creature and the ally isn’t incapacitated.

— солдаты (описанные в Руководстве Гильдмастера по Равнике) обладают Тактикой Построения;

Formation Tactics. The soldier has advantage on saving throws against being charmed, frightened, grappled, or restrained while it is within 5 feet of at least one ally.

— элитный отряд дуэргаров использует Построение Фаланги.

Phalanx Formation. The duergar has advantage on attack rolls and Dexterity saving throws while standing within 5 feet of a duergar ally wielding a shield.

— солдаты кованные могут защищать друг друга с помощью Защиты;

Protection. When an attacker the warforged can see makes an attack roll against a creature within 5 feet of the warforged, the warforged can impose disadvantage on the attack roll.

Итак, подытоживая рассмотренное:

  • Многие гуманоидные противники в пятой редакции обладают свойствами, усиливающие их взаимодействие между собой, увеличивая сложность столкновения с ними.
  • У командиров таких противников как правило есть одно или два свойства/действия, позволяющие еще дополнительно увеличить эффективность союзных солдат: или давая прямой бонус к броскам, или позволяя осуществить дополнительное действие.
  • У таких способностей, впрочем, существует баланс между количеством и определенностью союзников и дальностью воздействия – способности с максимальным радиусом действия воздействуют лишь на определенный подтип существ (дуэргаров, орков), тогда как способности в малом радиусе, как правило, воздействуют на любых союзников.
  • При создании собственных способностей такого рода надо также учитывать описательные особенности существ – наибольшее преимущество от командиров получают высокоорганизованные и дисциплинированные солдаты.