В первой части руководства мы приводим базовые — уже существующие официальные правила по изготовлению предметов, в т.ч. алхимии, травничеству, ядоварению.

Во второй части мы переходим к расширению правил, еще не касаясь конкретных предметов особенно глубоко.

Первое дополнение игромеханическое, которое мы сделали — это ввели понятие пассивного значения навыка владения инструментами ремесленника.

Например, если персонаж Дмитрия Влад обладает навыком владения набором травника, то его пассивное значение этого навыка равно:

+2 (бонус владения базовый, для клерика 1 уровня)+3(бонус от модификатора характеристики Мудрость)+10 (основание) = +15

Сразу отметим, что показатель +15 является уже достаточно высоким. Обычный НИП травник будет иметь значение навыка на уровне 12-13 (поскольку не обладает настолько высокой Мудростью).

В случае если пассивный навык владения инструментами выше УС изготовления предмета+5, изготовление успешно всегда. В противном случае, необходима проверка навыка

Также сразу возникают вопросы связанные с помощниками, скоростью изготовления.

Для помощников мы добавляем два правила: первый на каждом инструменте может быть ограниченное количество помощников, а во вторых влияние помощников на процесс будет уменьшаться с увеличением количества помощников (более подробно чуть ниже), а скорость изготовления зависит от материалов, инструментов и навыка владения инструментов у персонажа.

Стоимость умелых помощников – минимум 2 зм в день[1], а неумелых помощников – 2 см  в день.

Дополнительное правило: Максимальное количество помощников

Каждый из видов инструментов обладает характеристикой – максимальное количество помощников, способных продуктивно работать одновременно.

Даже с базовыми инструментами всегда есть дополнительная работа, не связанная, как правило, с основным процессом изготовления, которая может быть выполнена неумелым помощником – разжигание горна, работа с мехами при работе с кузнечными инструментами, грубые физические операции при приготовлении настоек и мазей, разфасовка ингридентов и т.п.

Обычные инструменты, описание которых приведено в Книге игрока и Руководстве Занатара по всему могут одновременно использоваться только одним ремесленником, которому помогает один неумелый помощник.

Дополнительно, после анализа Руководства Занатара получаем многие предметы изготавливаемые очень быстро.

В Руководстве Занатара в описаниях инструментов показаны несколько предметов, которые могут создаваться как часть длинного отдыха (т.е. длительность создания одного предмета не выше двух часов).

ПредметВремя создания
Кислота2 ч
Алхимический огонь2 ч
Антитоксин2 ч
Духи1,5 ч
Мыло1 ч
Стрелы (20 шт)3 ч
Одежда, простая2 ч

В Кнгиге игрока сказано, что изготовление предметов идет со скоростью 5 зм итоговой стоимости в день вне зависмимости от каких либо факторов.

Очевидно, что многим такой вариант правил не подходит, к тому же очевидно, что сбор ядов с убитых животных происходит быстрее и многие продукты гербализма так же готовятся быстрее, но другие в прочем могут готовится медленне.

В предыдущем пункте мы также привели ряд исключений, которые изготавливаются очень быстро, поэтому для каждого предмета  описанного в Книге игрока и дополнитепльно нами введенных  мы устанавливаем базовое время изготовления.

Вполне очевидно, что скорость изготовления многих материальных и вещественных предметов зависит от умения ремесленника и  имеющихся у него в распоряжении инструментов,, поэтому сразу сделаем оговорку, что скорость изготовления предметов указывается исходя из среднего качества достаточных инструментов и компетентного ремесленника (бонус владения 2, модификатор Интеллекта +1, итоговое пассивное значение ремесленного навыка 13).

Как ускорить изготовление предмета?

Так же вполне очевидно, что  при увеличении навыков ремесленника и наличии более совершенных инструментов скорость изготовления предметов будет увеличиваться, при этом также понятно, что у различных предметов различная сложность – чешуйчатый доспех изготовить технологически проще нежели полные латы.

Поэтому также для каждого предмета мы введем базовую сложность изготовления и требуемый минимальный навык ремесленика для изготовления (так, в частности для уже упомянутого полного доспеха базовый уровень сложности изготовления мы пока оцениваем в 20[1], а это означает, что бронник с пассивным навыком менее 15 не способен изготовить качественный полный доспех – он может либо ухуддшить его качество, либо значительно увеличить срок изготовления).

Пркедварительно, мы предлагаем следующее правило определения скорости изготовления предмета.

Если итоговый пассивный уровень навыка владения инструментами у ремесленника с учетом бонусов и штрафов за качество инструментов и бонусов от помощников превышает базовый уровень сложности изготовления предмета на 5, то предмет изготавливается на 25% быстрее, если же на 10 – то на 40%. При этом если чистый пассивный навык владения инструментом у ремесленника меньше базового уровня сложности изготовления предмета, то скорость изготовления предмета уменьшается вдвое. Если же пассивный навык ремесленника меньше базового УС изготовления предмета на 5 и больше – ремесленник не сможет изготовить подобный предмет.

Поскольку мы не рассматриваем фабричное производство, а максимум мануфактурное изготовление предметов, то для оценки влияния помощников мы можем предложить следующий вариант:

Бонус от помощников = значение сумм навыков владения инструментом ремесленника у помощника минус количество помощников минус 1.

Проиллюстрируем это на примере, Джон и Джейн помощники кузнеца, у Джона суммарный бонус навыка +4, а у Джейн +3, поэтому их хозяин получит дополнительный бонус к навыку в размере:

4+3-2-1=+4

И этого бонуса уже не хватит чтобы существенно ускорить работу, но за счет более высокотемпературной кузни и улучшенных инструментов с помощью Джона и Джейн их хозяин сможет работать быстрее.

Ну или попробует изготовить предмет высокого качества.

Ну и напоследок про изменения и расширения правил —

Инструменты кузнеца

Инструменты кузнеца мы описывали ранее, цитируя Книгу игрока и руководство Занатара по всему на 12 странице этого руководства.

Абсолютно одинаковые кузнечные инструменты применяются при абсолютно разных работах:

— изготовление наконечников стрел ;

— изготовление кольчуги;

— ковка меча.

Поэтому в данном случае мы предлагаем использовать следующее опциональое правило:

Каждый обладающий навыком работы с инструментами кузнеца должен решить  чем именно он занималсчя:

— Бронник. был бронником и умеет изготавливать и ремонтировать доспехи;

— Оружейник. был оружейным кузнецом и умеет ковать оружие;

— Кузнец. был обычным кузнгецом и умеет делать различные потребные в быту предметы

После выбора игроком профессии персонажа дополнительные две профкссии могут быть изучены по правилам изучения навыков владения инструментами. Поэтому далее (чтобы не сбивать всех нас с толку) мы будем говорить соответственно о инструментах оружейника, инструментах бронника и инструментах кузнеца, хотя сами инструменты абсолютно одинаковые.

В целом, написание правил сильно упирается в поиск адекватных подходов, которые и не заставят игроков играть в Эксель краул, а с другой должны обеспечить куда большую гибкость нежели официальные правила.


[1] В данном случае я оцениваю полные латы как аналог максимилианновского доспеха в средневековой Европе, который практичски сделал рыццарей неубиваемыми … до появления огнестрела. См. Максимиллиановский доспех


[1] Книга игрока, глава 5