Одной из претензий звучащих к пятой редакции является отсутствие дискретности в владении навыками — ты или владеешь или нет, а уровень мастерства определяется исключительно уровнем и при этом уровень влияет также и на УС заклинаний, и на точность попадания оружием, и на количество хитпоинтов, что плохо подходит для симуляционистского подхода.

Мне пришла в голову идея, что можно попытаться переложить подход из второго ПФ, который чем-то пересекается и с моими домашними заготовками по системонезависимому описанию НИП для сеттинга Марванга.

Итак, бинарный показатель «владение навыком» заменяет шкала из пяти значений и тогда описание персонажа будет выглядеть следующим образом

Лорем, воин

Было:

Спас-броски: Сила, Телосложение

Навыки: Атлетика, Запугивание, История, Анализ

Инструменты: инструменты кузнеца, набор травника

Уровень: 9, бонус владения +4

Стало (в качестве уровня прокачки навыков или владения инструментом использую ⭐, чтобы пока не придумывать дескрипторы для каждого из уровней):

Спас-броски: Сила ⭐⭐⭐, Телосложение ⭐⭐⭐

Навыки: Атлетика ⭐⭐⭐, История ⭐⭐⭐, Запугивание ⭐⭐⭐, Анализ ⭐⭐⭐

Инструменты: инструменты кузнеца ⭐⭐⭐, набор травника ⭐⭐⭐

Уровень 9

При этом, памятуя что в правилах пятой редакции повышение бонуса владения происходит после 4х уровней с одинаковым бонусом, очевидно что получение нового очка навыка (для навыков) происходит приблизительно по следующей формуле:

Х=(2+количество стартовых навыков у класса+количество дополнительных навыков от расы+3 в случае наличия таланта Skilled + доп модификаторы)/4

Например, для полуэльфа барда :

Х = (2+3+2)\4 = 1,75, что означает что за 4 уровня персонаж должен получить 7 единиц навыков.

Как это высчитывать — лично я бы в первом приближении использовал подход накопительного количества целых:

На втором уровне: целое от 1,75 = 1 очко ⭐

На третьем уровне: целое от 1,75*2 = 3, но одно уже было получено, поэтому ⭐⭐

На четвертом уровне: целое от 1,75*3=5, но три уже было получено, поэтому ⭐⭐

На пятом уровне: суммарно должно быть 7, пять уже было получено — значит ⭐⭐

Или чуть более проще: дополнительные очки навыков распределяются внутри 4х уровней таким образом, чтобы на меньших уровнях получать меньше очков навыков.

Для х=5

⭐, ⭐, ⭐, ⭐⭐

Для х = 6

⭐,⭐,⭐⭐,⭐⭐

Для х = 3

0,⭐,⭐,⭐

Для инструментов можно выдавать дополнительное очко владения инструментами каждые два уровня, но тут мы опять подходим к моей концепции «вторичных навыков», которую в целом в завершенном виде я пока не смог сформировать, поэтому надо понимать, что все еще это правило далеко от совершенства.

Ах да, чуть не забыл — правила для Экспертизы (удвоения бонуса владения) — работает точно так же. Любое получение навыков на выбор (как у барда коллегии знаний) — влияет на показатель Х, навык полученный из закрытого списка (как у колдуна с инвокацией на Обман и Запугивание или у блейдсингера с Выступлением или у клирика Знаний с выбором из Магии, Истории, Религии или Природы) не прокачивается, но считается по максимальному для текущего уровня значению (более простой вариант).